Представитель Украины на Олимпийских играх 2024 Игорь Трунов: о россиянах, жизни и спорте
Каменчанин Игорь Трунов прославил наш город и всю страну на весь мир. Он – Заслуженный мастер спорта, многократный чемпион Украины по гребле на байдарках, чемпион мира, чемпион третьих Европейских игр, был награжден орденом за заслуги ІІІ степени за высокие спортивные достижения и подъем международного авторитета Украины, а летом будет представлять нашу страну на Олимпийских Играх-2024 Париже.
Игорь выступает в четверке байдарочников, он – продолжатель спортивной династии. Его дедушка – мастер спорта СССР по гребле, а отец – мастер спорта СССР международного класса по гребле. Впервые Игорь стал чемпионом страны и получил звание мастера спорта в 15 лет. Сейчас он счастливый отец годовалой дочери, а также успешный спортсмен, который не забывает родную ДЮСШ №1 и является постоянным гостем ее разных мероприятий. Нашему изданию Игорь рассказал о своей спортивной жизни, о больших неприятностях, через которые пришлось пройти, чтобы добраться до вершины славы, о войне и большой ответственности спортсмена на международных соревнованиях, а также о своих привычках и тренировках.
Тренировка и еще раз тренировка
– К каким новым соревнованиям сейчас готовитесь?
– Очень мало времени осталось до Олимпийских игр-2024, поэтому сосредоточен на подготовке к ним. Надо как следует подготовиться, чтобы потом ни о чем не жалеть. Если ты сделал все для результата, то даже если что-то не получится, душа будет чиста, потому что ты все сделал для этого. А если ты не доработал и твоя медаль ушла в другую страну, это будет поражением. Сейчас такая работа: и тренировочный лагерь, и семья, и ребенок… У нас такой вид спорта, что нам нужно всегда тренироваться. Бывает, что сентябрь – отпуск, а вообще – 11 месяцев подготовки всегда, это 21 день тренировочного сбора, а 7 дней – на месте.
– Как вы все успеваете?
– Жена помогает, такую еще поискать надо. Всегда меня понимает, идет на встречу, поддерживает во всем.
– Вы сами решили пойти на греблю, или потому что этим видом спорта занимался ваш отец?
– Сам. Когда я был в 5-м классе, ко мне подошел парень с 10-го и предложил пойти на греблю, он знал, что мой отец известный спортсмен, поэтому решил меня пригласить. Хотя, когда я только начал заниматься, никто не знал, кто мой отец, уже только узнали тогда, когда он приехал на базу. А так, в детстве я не очень интересовался этим видом спорта и поначалу тренироваться не хотел. Чем только не занимался: и гандболом, и казачьим двобоем, и тхэквондо. Кстати, последний вид спорта я благодарю за хорошую растяжку.
– Родственники тоже мечтали, чтобы вы связали свою жизнь со спортом?
– Моя бабушка мечтала, чтобы я стал врачом. Она была известным гинекологом в нашем городе. Еще отца агитировала учиться на эту сложную профессию, но он тоже выбрал греблю. Поэтому она очень верила, что я стану врачом. Теперь надеется, что хоть внучка будет учиться на врача.
– Сколько вы тренировались до звания мастера спорта?
– 5 лет тренировался и стал мастером спорта. Тогда как раз отец погиб, и я не опустил рук, а упорно тренировался. Затем был застой – 6 лет, в 21 год выполнил мастера спорта международного класса, стал призером чемпионатов мира, Европы. Затем снова застой на 8 лет. И в 29 я стал Заслуженным мастером спорта Украины.
– Как настраиваетесь перед стартом соревнований?
– Ой, у нас своя аура, слушаем “Рамштайн”, создали страницу в Instagram, которую назвали “Энергетическое поле”. Перед каждым стартом мы собираемся в круг, даем наставления друг другу, благодарим ВСУ, благодаря которым мы имеем возможность выступать. Это должно быть на первых полосах. И когда мы выезжаем на международные соревнования, спорт должен иметь лозунг, мы должны доносить до людей, что у нас происходит.
Спорт и война
– Как война повлияла на ваш тренировочный процесс?
– Стало больше спортивной злости. Когда это все началось, мы на каждом старте международных соревнований призывали помочь нашей стране, рассказывали, что на наши мирные города летят российские ракеты. Вообще спорт должен быть громким, это тоже оружие, когда массово спортсмены говорят, что в стране сейчас находиться иногда невозможно.
– А какая на это реакция общества, когда вы рассказываете о войне?
– После начала войны в мае был Кубок мира в Чехии, где вообще удивлялись, как мы уехали, ведь у нас идет война, а мы еще приехали и выиграли. Я им сказал, что нас не сломить, даже если у нас идет война, мы всегда будем показывать результат, будем поднимать наш флаг, а наш гимн будет раздаваться на весь мир. А вообще поддержка была безумной, все подходили, спрашивали, чем могут помочь, спрашивали, как там наши семьи, предлагали их приютить. Европейские федерации по гребле всегда шли на встречу нашей федерации и ее спортсменам.
– Как думаете, допустят ли эти Олимпийские игры россиян и белорусов?
– Этот вопрос еще решается. Конечно, если они примут участие в соревнованиях, спортсмены во главе с Министерством молодежи и спорта Украины будут бойкотировать это решение, и мы не поедем на Олимпиаду. Но надо делать все, чтобы принимающая сторона нас услышала. Если нас не слышит глава Международного олимпийского комитета Томас Бах, если он не видит в этом нарушений, если он не видит, что убивают невинных людей, что российские спортсмены сначала воюют, поддерживают путина, а затем едут на Олимпиаду, то хотя бы пусть проверяют их. Или пусть поступят как Германия на чемпионате мира, когда спортсменам стран-агрессоров просто не выдали визы.
Сейчас украинские представители всех видов спорта написали коллективное письмо французским властям с просьбой не допустить россиян и белорусов к соревнованиям.
– На это письмо отвечали или еще собираются подписи?
– Еще собираются подписи. Сейчас собрано более 300. Потом все правильно оформить помогут юристы, чтобы никто не мог придраться.
– В прошлом году приходилось встречаться на соревнованиях с “нейтральными” спортсменами?
– Наша федерация выразила четкое мнение по этому поводу. На чемпионате мира, когда мы завершили свои гонки, мы сделали своеобразную акцию – большой плакат, где указано, сколько спортсменов погибло, что оккупанты создали с нашими спортивными объектами, сделали медаль из российского БТРа с олимпийскими кольцами и вручили его главе Международной федерации. Томасу Конечку. Он взял ее в руки и пообещал, что будет поддерживать нас, даже если Международный олимпийский комитет разрешит спортсменам стран-агрессоров участвовать в соревнованиях. А вот сейчас Кубок мира будет в Венгрии, потому неизвестно, будут они там или нет.
– Недавно 16-летняя украинская теннисистка Елизавета Котляр пожала руку россиянке во время турнира Australian Open. Как вы можете прокомментировать этот поступок?
– Читал эту новость и ответ ее отца, мол, она еще не опытная. Но я считаю, что 16 лет – такой возраст, в котором человек должен осмысливать свои действия. Ведь эта история – это повод для манипуляций для росСМИ. На ошибку право есть, но в таком возрасте нужно действовать обдуманно.
– Занимаетесь ли вы благотворительной деятельностью?
– В том году на Новый год ездили в детский дом. Помогаем военным. Отец моего напарника Олега Кухарика сейчас на передовой, помогаем со сборами ему и его побратимам. Также мы являемся послами проекта Unbroken, который помогает реабилитации военным. Это клиника во Львове, которая делает протезы и помогает восстановиться ребятам. После чемпионата мира мы приезжали в эту клинику, общались с ними. Они говорили, что знают нас, болеют, это было очень приятно.
Взлеты и падения
– Есть ли подводные камни в спорте?
– Вообще-то да, и надо уметь это видеть, потому что могут подставить, надо быть готовым ко всему. Надо понимать, что если у тебя есть результат, то ты нужен всем, но когда результата нет, или произошла какая-то беда, то помогут единицы.
– Наверное, в жизни каждого человека есть переломные моменты. Были ли у вас такие?
– Когда отца не стало. Когда ты должен сам все решать и второй, когда мне было 25 лет, меня на 4 года дисквалифицировали. Было предательство: человек, которому я доверял, дал попить водички, в которой был запрещен препарат.
Тогда многие говорили, что я уже не смогу вернуться в спорт, мол, возраст. Но жена в меня верила, тренеры в меня верили. В 2020 году снова начал тренировку, и через год стал чемпионом мира. Это была медаль, на которую я даже не рассчитывал. Мне даже показалось, что в тот момент отец был рядом, как пятый в нашей лодке.
А до этого, до дисквалификации результатов не было. Поэтому нужно бороться за свою мечту и идти к цели. И, конечно, не терять осмотрительности, следить за водой и тарелкой, ничего не оставлять без присмотра.
Досуг
– Есть ли у вас время на отдых, например, на чтение книг?
– Лгать не буду, сейчас совсем мало времени для чтения. Последнюю книгу, которую я прочитал – “Управление вызовами”, Владимира Кличко. Такая литература помогает сосредоточиться и на спорте и на обычной жизни, ведь не спортом единым. Также могу почитать что-то психологическое, экономическое или историю Украины.
– Какой досуг предпочитаете?
– Активный. Могу повесловать, поиграть с ребятами в мини-футбол. В общем, активно провожу время и бывают дни, когда просто хочется полежать и ничего не делать. После соревнований приезжаю истощенным, ведь каждый старт очень изматывает, и мало кто тебя поймет. После соревнований хочется 2-3 дня тишины, а потом прихожу в себя и снова готов делать все свои дела.
Питание и тренировка
– Как чемпион мира начинает свой день?
– На тренировочном сборе всегда встаю в 7:30, принимаю холодный душ, чтобы быть бодрым, затем в 8:00 завтрак. Он должен быть не слишком тяжелым, например овсяная каша, 3-4 белка яиц, красная рыбка, тостовый хлеб.
– А если вы дома? Соблюдаете ли эти правила?
– Нет. Дома, бывает, дочь проснется в 3-4 утра и мы с женой играем, пока она не уснет, то потом как-то не хочется ранних подъемов и холодного душа. Но завтраки жена хорошие делает.
– Соблюдаете какие-то правила в питании?
– У меня обычный режим. Могу воспользоваться советами диетолога Екатерины Толстиковой, которая ведет Александра Усика, и участвует в его диете. У нее на странице в Instagram много полезного.
Также важно спортивное питание: протеин, витамины, аминокислоты, без этого невозможно добиться больших успехов в спорте. Если этого не будет хватать, то в 30 лет можно уже не грести.
– Какое ваше любимое блюдо?
– Картофель с селедкой, квашеная капуста, борщ, сало, люблю украинские блюда.
– Сколько спортсмен должен тренироваться и сколько отдыхать?
– Перетренироваться очень легко, и поймать эффект плато, когда ты тренируешься, а результата нет, нет настроения, силы. Такая тренировка идет только во вред. Особенно в молодом возрасте, 18-20 лет, когда спортсмен постоянно работает на износ, потом трудно из этого выйти. Я с этим осторожно, 50% тренировок, 50% – восстановление. Ну у меня и возраст уже такой.
Каждый день делаю по 2-3 тренировки, 10 тренировок в неделю. Бывает, в конце тренировочной недели, даже спать не выходит из-за переутомления. Но 1-2 дня отдыха и все пройдет. Главное для спортсмена – это восстановление и здоровый сон. Восстановиться поможет массаж, сауна, можно банки ставить. Я в Киеве хожу к китайскому массажисту, который ставит иглы. Это неприятно, но потом расслабляет.
– До какого возраста планируете грести?
– У нас вообще гребут до 35. В Германии, Испании есть олимпийские чемпионы и в 40 лет. Если будет все по плану, то бросать греблю не буду. Мне это нравится, я это действительно люблю. Полюбил это с возрастом. Когда я был юниором, были моменты, когда меня нужно было заставлять. А теперь это мое хобби, которое приносит мне и зарплату, и удовольствие. А когда ты на финише, эти ощущения невозможно передать, их не оценить никакими деньгами.
– Что бы вы посоветовали юным спортсменам?
– Раз они уже вышли на какой-то уровень, у них уже есть цель. Это главное. И если вокруг будут говорить, что ты не сможешь, что надо бросать спорт, нужно сразу убирать это, верить в себя и идти дальше.